Тезисы семинара «Авангард», г.Москва.

Эврика-Пермь - Инновации в образовании!

Целями создания и задачами Организации является координация усилий по внедрению современных инновационных образовательных программ и реализации проектов, распространению прогрессивного инновационного опыта в области образования, разработки, изучения, распространения и внедрения инновационной образовательной практики, разработки и внедрения норм права в области образования.

Тезисы семинара «Авангард», г.Москва.

Тезисы: Актуальные проблемы  инновационной образовательной  политики. (по материалам межрегионального семинара «Авангард».

 

Автор: Травников  Г.Н., ректор  института, к.п.н. 

НАЗВАНИЕ ОУ: АНО  ДПО №Институт  ИОПиП «ЭВРИКА-ПЕРМЬ» 

Министерство образования и науки РФ планирует разработать Стратегию развития образования в России, к марту 2018 года, а к июню 2018 года внести на обсуждение и утверждение на заседании Правительства РФ. 

1 часть:

Анализируя современную ситуацию в образовании следует отметить, что дестабилизация или деинституционализация системы образования, несовершенность системы приводит к невыполнению поставленных задач.

Единица системы образования – школа, и важно проанализировать эффективность сигналов, которые падают на эту единицу. В первую очередь – федеральные инициативы. Регионы распределяют средства из федерального центра, «слабоокрашенных», и поэтому часть средств распределяется на определенные потребности на уровне региона и муниципалитетов.

Анализ действующих финансовых механизмов в образовании показывает, что институт нормативного финансирования не работает и носит формальный характер. Отсутствует прямое финансирование школы для реализации ООП, реализации задач и целей по достижению качественного и доступного образования. Одновременно с этим существует запутанная система правил, которая представляет огромные риски для школы.

Необходима стабилизация системы образования перед тем, как загрузить на нее новые инновации задачи.

Стабилизация должна выражаться в:

  • установлении прямых финансовых потоков до школы;
  • качественном кадровом обеспечении;
  • исчезновении наслоения отчетности и проверок, в первую очередь, за счет электронных мониторинговых систем.

2. Говоря о передаче части полномочий по управлению школами на региональный уровень нужно понимать, какого рода проблемы будут решены данной мерой. В разрезе учреждений ресурс лежит либо в изменении практики, либо в разрезе кадрового обеспечения, но не имеет никакого отношения к передаче полномочий. К примеру, проблема избыточности отчетности, которая якобы определяется осуществлением контрольно-надзорных мероприятий не будет решена при передаче школ на региональный уровень.

В подтверждение основных тезисов дискуссии о необходимости качественного кадрового обеспечения системы образования, приведем данные Рособрнадзора, согласно которым 24,7% учителей математики не справились с простейшими математическими примерами, 37% учителей русского языка не определили известный литературный текст по ключевым фразам. А повышение квалификации сегодня лежит в большей степени на муниципальном органе управления образованием.

Также отмечены две опасности в реализации передачи части полномочий:

  • на уровне региона не везде есть условия для сохранения существующего уровня и развития школьной инфраструктуры, содержания зданий и оборудования, что сейчас обеспечивается муниципалитетами;
  • угроза переноса вопроса в политическую плоскость в связи с тем, что объем финансирования в большинстве идет из региональных бюджетов именно на систему образования.

3. Второй тезис в дискуссии обозначил три точки образовательной политики:

  • если правила не выполняются, то ищи причину в правилах. К примеру – практика по внедрению существующей системы оплаты труда педагогов;
  • если институциональные нормы не выполняются, то можно их «устрожать» или искать причины в них самих;
  • единое образовательное пространство – это единство в многообразии, а не в тотальности подчиненности единообразию. Но многообразие можно сохранить только при наличии общих правил.

4. Третий тезис – сметать муниципалитеты с «поляны» образовательной политики нельзя. Игрок «поляны» образовательной политики – он острее чувствует потребности граждан или держит руку на финансах?

При существующей сегодня ситуации, когда одни отвечают за реализацию ФГОС и содержание образования, а другие – за содержание зданий, территорий – и появляется синергия. Поэтому речь идет именно о передаче части полномочий, а не всего существующего их объема. Синергия муниципального и регионального уровней является более приемлемой и эффективной, при этом цифровое управление стирает проблему дальности управления.

Передача части полномочий на региональный уровень – попытка найти способ более эффективного управления. Но любые апробации должны происходить планомерно, при сохранении такого же объема финансирования системы образования.

Вне зависимости от тех изменений, которые происходили и будут происходить в образовании, люди будут оценивать эффективность системы только по тем результатам, которые они получают. А не по источнику финансирования.

Организационные изменения точно не должны влиять на единство многообразия. Традиции российского образования таковы, что усреднение невозможно. При всех организационных изменениях нужно сохранять высокий уровень творчества в образовании. Муниципальный уровень всегда удерживает низовую планку развития территорий, и он очень важен.

 Проблема повышения качества управления требует совместных, очень взвешенных решений и понимания того, каким образом система образования должна развиваться.

«Все эти изменения мы ожидаем увидеть на уровне пилотных регионов. Наша главная цель – апробирование разных механизмов перевода учредительства, выбор наиболее эффективных. Возможность такой глубокой и всесторонней проработки каждого шага, позволит нам избежать ошибок и просчетов».  На основании данной работы, более серьезный подготовительный этап будет связан с работой на уровне регионов по оценке ситуации для готовности к переходу на следующий этап передачи полномочий. 

2 часть:                                                                                                                                 

Перспективы, тенденции и вызовы в сфере образования разных стран мира.

На глобальном форуме образования в рамках форума «Город образования» обсуждались тенденции развития образования, общие для всех стран мира. Не сговариваясь, главы управлений образования стран обсуждали следующие единые тенденции:

  • Укрупнение школ вследствие удорожания образования;
  • Денационализация образования с одной стороны и опора на традиции – с другой;
  • Уходящее в прошлое монолингвальное образование. Имеется в виду не преподавание разных языков, а сам жизненный уклад на разных языках;
  • Прекращение восприятия цифровых технологий, как технического средства обучения. Мы переживаем период, когда дети, которые приходят в первый класс, компетентнее в сфере цифровых технологий, чем учителя. В связи с этим основной вопрос: Как институционализировать цифровые технологии в сфере образования? Из этой тенденции также следует переход неформального, сетевого образования в сферу основного.

«Бизнес ищет своё место в гуманитарных трансформациях во всем мире». Здесь нет единого подхода, эта тенденция проявляется во многих различных моделях. И это касается не только образования, но всей гуманитарной сферы. «Компании перестают просто зарабатывать деньги, они становятся частью всеобщего процесса развития».

Недавно были приняты глобальные цели в сфере устойчивого развития.

 Они устанавливают обязательство стран и корпораций следовать целям устойчивого развития в своей деятельности. По свидетельству ООН, никаких государственных денег не хватит, чтобы решать задачи устойчивого развития, соответственно, такая деятельность должна вестись на всех уровнях бизнеса. На уровне транснациональных корпораций происходит активное внутреннее обсуждение и обмен лучшими практиками в сфере реализации целей устойчивого развития. Меняется ландшафт, самые крупные акторы меняют подходы к своей деятельности и задают глобальные тренды.

Основная задача бизнеса: окупаемость и получение прибыли. В этом смысле, сегодня перед глобальными компаниями стоит творческая задача: каким образом сделать гуманитарные проекты экономически выгодными? На сегодняшний день 80 млрд. долларов ежегодно вкладываются в образование во всем мире. При этом, 330 млрд. – это тот объём средств, который необходим на данном этапе ежегодно. Соответственно, 250 млрд. разницы – это возможность инвестиций со стороны бизнеса.

Почему компании вкладывают в образование? Здесь есть 4 основных причины:

  1. Образование – «bottom of the pyramid» – та основа, без которой невозможна продуктивная работа общественных институтов;
  2. Повышение имиджа бренда. Компании, ассоциирующие себя с вложениями в образование, получают лояльность населения;
  3. Кадровый потенциал – взращивание будущих кадров;
  4. Повышение общественной приемлемости продукции компании на рынке.

Все эти тенденции свидетельствуют о том, что проблему развития образования без частных денег не решить. Компании по всему миру делают образование крупным направлением своих инвестиций. В связи с этим, уже сейчас на рынке труда необходимы специалисты по взаимодействию бизнеса и бюджетных образовательных структур с целью построения единого образовательного пространства.

Директор Центра изучения инноваций в образовании НИУ «ВШЭ» отмечает, что  тренды в образовании сейчас состоят из двух «слоёв»: инновации, которые спускаются сверху от представителей бизнеса и инновации в виде небольших инициатив, возникающих на местах.

По результатам проведенного мета-анализа, Институт образования ВШЭ выделил международные тенденции в сфере образования, которые подразделяются на пять больших блоков:

  • Взросление и размывание образования. Каналы получения образования размываются: образование это уже не только школа или образовательные курсы. Сейчас образование можно получать онлайн, по дороге на работу, в общественном транспорте;
  • Образование становится непрерывным. Оно происходит в течение всей жизни и не заканчивается в школе или вузе;
  • Неформальное образование становятся базовым образованием. Здесь также можно выделить новую роль университетов. Университеты «выходят в город», они становятся площадкой для появления новых идей, стартапов;
  • «Цифровизация» образования. Переход школ в «цифру» уже произошел, и дети, действительно, зачастую более подкованы в использовании информационных технологий;
  • Формирование новых навыков мышления: дизайн-мышление, креативное мышление, и так далее.

Всемирный банк выпустил доклад о тенденциях в сфере образования сразу после принятия глобальных целей устойчивого развития. Был объявлен кризис в образовании мира. Так, школы, которые принимают детей, не всегда занимаются обучением детей; дети не получают результатов в школе. Выяснилось также, что некоторые школьники в развивающихся странах не достигают функциональной грамотности. В этом смысле сегодня стоит глобальная задача в сфере образования: выстроить такие системы, которые бы позволили сделать школу эффективным институтом образования.

Целевые направления международной деятельности в сфере образования сегодня:

  • Необходимость эффективных инструментов измерения в образовании;
  • Помощь школам – организационная и финансовая;
  • Повышение эффективности систем образования посредством конструктивного диалога между образовательными институциями стран.

Особенности глобальных целей устойчивого развития в сфере образования:

  • «В целях устойчивого развития появился объём». Они стали нести содержание: под каждую цель есть множество задач с индикаторами. Соответственно, возникает вопрос о том, как определить правильные измерители. Этим, в частности, занимаются международные организации.
  • Появление дошкольного образования как цели устойчивого развития. В том числе есть глобальный запрос на измерение качества дошкольного образования.
  • Появление индикатора «обеспечение поддерживающей образовательной среды».

Появление «навыков 21 века» или социально-эмоциональных навыков. В том числе измерением таких навыков занимается Всемирный банк .

3 часть: 

Любые изменения, вносимые в систему, не является самоцелью, а являются способом реализации инновационных идей и тенденций, которые мы обнаруживаем. Важно увидеть и отрефлексировать, в чем эти тенденции, перспективы, какие задачи нужно решать инновационными способами и инновационным управлением.

Сегодня фиксируется:

  • эклективное понимание инноваций;
  • в инновационной практике нельзя спрогнозировать, что реализуется и что станет массовым.

При этом, нет задачи 100% диссеминации инновации, важна значимость прецедента, чем массовой практики.

Всегда ли инновационная практика становится нормой? Имманентное наличие будущей нормы в инновационной практике является ключевым показателем для поддержки данной практики.

Драйвером инновации, возможно и не напрямую, могут быть как и рефлексия авторов, так и технологии. Поддержка рефлексии авторов-инноваторов, возможно, главнее. Тем не менее, существуют процессы: демография, миграционные оттоки, технологии – на которые должна ответить система образования. Прозрачная нормативно-правовая база – адекватный ответ всем этим вызовам.

Экспертное определение тенденций развития образования должно дать возможность научиться институциональным изменениям на опережение. Но механизмов реализации опережающих институциональных изменений пока нет. Есть тенденции, которые мы признаем, которые являются существенно полезными. Тогда стоят задачи их институционально закрепить.

К примеру, если мы всерьез полагаем, что индивидуализация образования является ведущей тенденцией, то в чем это выражается нормативно и как это нормативно закреплено?

Все фиксируемые тенденции развития образования: индивидуальность, самостоятельность школы, открытость, мобильность, полилингвальность – сталкиваются со слабой способностью управленцев меняться и занимать другую роль, в связи с изменением задач.

Ключевой риск – оппортунизм к изменениям у управленцев, что является важнейшим условием демотивации педагогов.

Выделим  несколько ключевых моментов:

  • экспертное выявление перспективных инновационных тенденций обязательно должно отражаться в изменениях в институциональном формате. Необходим перевод инноваций в институциональный план;
  • необходимо учитывать, каковы драйвейры инновации, хотя технологические драйверы более очевидны;
  • необходим прогноз способности к изменениям в системе образования, которую определяют изменение статуса и содержания дошкольного образования как ключевого фактора изменений.

Определим  проблемную точку – прямого перехода тенденции в норму нет. Нужно находить либо какую-либо педагогическую интерпретацию, педагогический механизм как «переходничок» для возможности институциональны шагов.

Можно выделить три тенденции:

  • развитие робототехники, изменения атласа профессий, одни массовые профессии исчезают, но появляются операционно-компьютерные массовые профессии. Педагогическая интерпретация может заключаться в необходимости развивать в массовой школе, к примеру, инженерные науки;
  • непрерывность образования проблематизирует рамку развития, потому что сегодня фиксируется проблема, что человек не может все время быть в развитии, то есть переживать стадии кризиса. Если мы растягиваем рамку развития, то человек всю свою жизнь будет заниматься только тем, что ему интересно. Педагогическая интерпретация будет заключаться в том, что в школу должны расширенно втягиваться «игра», «интерес».
  • тенденция индивидуализации ставит вопрос о вариативности. Сегодня «продвижка» в том, что если вы задаете вариативность, то убираете возможность опыта. Для выхода на индивидуальную образовательную программу нужен первичный опыт выбора без заданных вариантов.

Такие «переходнички» зададут институциональность инноваций. 

Ситуация поиска правильного решения – чаще ошибаться, больше пробовать. В определении тенденций всегда присутствует вариантностный элемент. Элемент случайности присутствует в ситуации выделения трендов.

Путь к осознанности сам по себе является тенденцией. В образовании есть ситуации, когда мы лечим симптом и смотрим на внешние признаки. При этом, нужно фиксировать и влияние моды в образовании вследствие разного рода рекламы, медиавлияния, и здесь необходимо понимать, что из этого сущностно.

К примеру, цифровое образование – тренд, в который будут втянуты все.

Выделяются 3 массовых паттерна в образовании:

  • представление о содержании образование как причастие. Учебный материал – то, что дети должны изучить и образовательные результаты должны появиться автоматически. Данное представление об образовании основано на опыте церковно-приходской школы и перешло с предмета «Слово Божие»;
  • содержание образования, определяющееся как со-держание: совместное содержание, формируемое и учителем и учеником.
  • содержание образования как учебный материал. Производится отбор материала, который преобразуется в учебную задачу. Ценность робототехники не в том, что есть гаджеты, а в том, что это позволяет относиться к пространству культуры как к чему-то большому и отбирать из него нечто важное.

 Нужно изначально ответить на вопрос – где место инноваций? Нужно договариваться о стандартах качества работы. Понимая стандарт не как шаблон, а как минимально допустимую норму. Только при выполнении стандартов можно заниматься инновациями. Главное – единство, второстепенно – разномыслие. Разнообразие важно, но вторично, нужно изначально выполнять стандарт.

Важно понимать, школа – институт будет в будущем или нет? Вопрос не в том, стоит ли развиваться школе. Вопрос в том, насколько быстро она должна развиваться. Сегодня вызов к инновационности – способу познания мира через цифровые технологии, которые школа вообще не использует. Надо легализовать «цифру» в школе, учителям продумывать такие задачи, которые нельзя напрямую выгрузить из интернета.

 Динамика изменений настолько велика, что готовиться к чему-либо бессмысленно. Технологии являются именно такими трендами, за которыми будет меняться образование. Технология первична по отношению ко всем остальным трендам.

Здесь есть варианты институционализации в образовании – либо принять эту тенденцию, либо ждать нормативного указания. Задача управленца – принимать или нет данную тенденцию.

Фиксируется позиция доминирования автоматических систем, если мы ее принимаем, то меняем не только систему нормативно, но и переворачиваем всю систему координат. 

Подчеркнем основную идею – ни регионализация школ, ни один другой тренд – не являются самоцелью, а являются только способом повышения качества управления и образования.